ЖУРАВЛИ
Мемориальный и литературно- художественный музей Андрея и Марины Кошелевых «Журавли»
161325, Россия, Вологодская область,
Тотемский район, село Никольское,
улица Сергея Мужикова, дом 3
График работы:
с 09:00 до 17:00
Ежедневно, по заявкам
biruzovy-dom@mail.ru

Банный городок. История создания

Почему «Банный городок»?

Две карты 1973 года из фондов музея «Журавли» – «Старая дорога» от урочища Борок до деревни Пузовка и участок между улицей Дмитриевской и заливным лугом Берёзово от Церковной горы до переката Банный – дают представление о географии места.

а

Там, где река Толшма в местечке Берёзово наиболее близко подходит к сельским подворьям, отражён крутой берег. За ним, ниже по течению реки – овраг с двумя мостиками. От одного из них – подвесного – идёт тропа к маслозаводу. По второму мостику, непосредственно у реки, можно было выйти на рыбацкую тропу и пройти по ней берегом реки Толшмы к лесопилке, стоящей на окраине деревни Камешкурье.
У лесопилки можно было либо перебраться по мостику на другой берег, либо пройти к Сиперовской излучине, где можно было накупаться всласть, и потом пройти к перекату Камешник. Камни здесь покрупнее, чем на перекате Банный. Когда-то здесь стояла водяная мельница.

а

Место у переката в Берёзово оказалось весьма удобным для размещения здесь девяти бань. Владелец одной из них – Владимир Нечаев, большой любитель меткого слова, – дал этой группе построек название «Банный городок».

На карте 1973 года видно, что с улицы Дмитриевской к Банному городку идёт тропа между подворьями семьи Тугариновых (ныне – Иутинских) и семьи Игошевых (ныне – Ждановых).

На выставке представлена также схема расположения всех девяти бань с именами владельцев. Её нарисовала по нашей просьбе Галина Леонидовна Жданова (Игошева).

Николай Рубцов и «Банный городок»

Одна из бань – Богдановой Александры Павловны – помнит Николая Рубцова. Он жил с женой Гетой и дочкой Леной в двух шагах от Банного городка. Это место и прилегающие к нему окрестности села Никольского отразились в его стихотворениях «Что вспомню я?», «По дрова» и «Разлад».

«Ты, водица протечная, ты, водица пробежная…»

На перекате Банный можно соприкоснуться с «отречённой рукописной традицией». Та несёт в себе, по словам фольклориста ХIХ века Фёдора Ивановича Буслаева, «оригинальные и сильные образы». Эта традиция нашла отражение в местном заговоре, записанном со слов Манефы Алексеевны Антуфьевой. Её портрет мы также разместили на выставке.

К бегущей воде толшмяне обращались со словами: «Ты, водица, протечная, ты, водица пробежная, омываешь бережки, очищаешь камушки, очисти и меня, раба Божия…»