ЖУРАВЛИ
Мемориальный и литературно- художественный музей Андрея и Марины Кошелевых «Журавли»
161325, Россия, Вологодская область,
Тотемский район, село Никольское,
улица Сергея Мужикова, дом 3
График работы:
с 09:00 до 17:00
Ежедневно, по заявкам
biruzovy-dom@mail.ru

Нинель Старичкова. Приснилось мне, ты уезжаешь

Вологда. В домашнем музее Нинель Старичковой – предметы из квартиры Рубцова. 2004

В тревожном месте

«Мне лошадь встретилась в кустах и вздрогнул я…». «При слове «вздрогнул», – вспоминает друг поэта Нинель Старичкова выступление Рубцова в Вологде в 1965 году, – он даже передёрнул плечами…».

«Мы были разных два лица, хотя имели по два глаза, мы жутко так, не до конца, переглянулись по два раза…». «И опять выразительный жест: дважды моргнул глазами…». «Наконец, Рубцов «резким обрубающим движением руки и голосом отчеканил концовку: «…Что лучше разным существам в местах тревожных – не встречаться!».

Сопоставление воспоминаний Нинель Старичковой и Сергея Багрова даёт представление о душевном состоянии Рубцова летом 1968 года после кончины Яшина и последней поездки в Николу.

Прыгай! И она прыгнула

По воспоминаниям Нинель Александровны, в 1968 году в период с марта до середины лета Рубцова в Вологде не было. Объявился он лишь в июле. Разминувшись со Старичковой, он общался тогда лишь с её матерью и тётей. Обе из них, перебивая друг друга, сообщили Неле о неожиданном визите гостя и о его удивительном рассказе.

«Он рассказал случай (может, сочинил), когда лошадь спасла его, перепрыгнув через пропасть: «Лошадь остановилась, посмотрела на меня, а я на неё. Прыгай! И она прыгнула…» «Так он интересно рассказывал, так рассказывал…».

Люстра над бездной

По нашей версии, рубцовская «пропасть» появилась в его «сочинении» под впечатлением от рассказов Бунина «Перевал», «Митина любовь», «Полуночная зарница» и «Белая лошадь». Расшифровка этой миниатюры может помочь понять состояние поэта летом 1968 года.

Рубцовскую строчку «Мы входим в зал, сияющие люстры от напряженья, кажется, дрожат…» предлагаем сопоставить с бунинским эпизодом в Большом театре. Здесь под Митей и безгранично любимой им Катей зияет «знойная и душистая от многолюдства бездна». Над ней сияет «гигантская люстра».

Синоним слову «бездна» Бунин вводит, когда описывает сон Мити перед его роковым шагом: «Ночью он услыхал отдалённую, медлительную музыку и увидел себя висящим над огромной, слабо освещённой пропастью…».

Похоже, что лирический герой из «сочинения» Рубцова также ощущал себя «висящим над пропастью». Но его спасла лошадь.

Рубцов и три лошади из рассказов Бунина

В перечисленных выше рассказах Бунина – три лошади.

Каждая со своим лицом и характером. Какая же из них могла «спасти» лирического героя Рубцова?

В рассказе «Перевал» это – мокрое, уставшее и озябшее существо, которое безнадёжно и покорно идет за своим хозяином. И вот они оба на перевале. «Закрываясь от ветра, – пишет Бунин, – я поворачиваюсь к лошади… Но лошадь не глядит на меня…». Последнее обстоятельство не оставляет озябшему существу никаких шансов на то, чтобы стать прототипом рубцовского «сочинения».

Мне лошадь встретилась… 2010. Фото: Андрей Кошелев
Мне лошадь встретилась… 2010. Фото: Андрей Кошелев

Похоже, что для своего «сочинения» Рубцов выбрал героиню из «Полуночной зарницы»: «Я обнимаю и целую сильную атласную шею своей бессловесной возлюбленной, чтобы слышать её грубый запах, чтобы чувствовать земную плоть, потому что без неё, без этой плоти, мне слишком жутко в этом мире, и натягиваю поводья, и лошадь тотчас же отвечает мне всем своим существом – легко, горячо несёт меня по тёмной дороге к дому».

Но была у Бунина ещё и третья лошадь. Встреча с нею в «тревожном месте» выпала на долю бунинского землемера – лирического героя рассказа «Белая лошадь».

Рубцов в диалоге с людьми и территориями. Часть 2

 

 

 

Автор статьи: Марина Кошелева
08.05.2023