Василий Елесин. Сосен шум
Полюбил по вечерам топить печку
24 октября 1965 года в письме из села Никольского редактору Тотемской газеты «Ленинское знамя» Василию Елесину Николай Рубцов пишет:
…Очень полюбил топить по вечерам печку в тёмной комнате. Ну а слушать завывание ветра осенью и зимой – то же, что слушать классическую музыку, например, Чайковского…
Ведь это же мои стихи!
Декабрь 1967 года. Редакция газеты «Волна» в селе Липин Бор, стоящем на берегу Белого озера. Рубцову, приехавшему по приглашению друга Сергея Чухина, вдруг пришла мысль, что здесь можно было бы подготовить рукопись книги «Душа хранит».
Обе фотографии сделаны в 2004 году. Фото: Андрей Кошелев.
С редактором газеты «Волна» Василием Елесиным, переехавшим из Тотьмы в Липин Бор, Николай Рубцов был знаком ещё с 1964 года. Тот, как мог, способствовал публикациям стихотворений и очерков поэта в Тотемской газете «Ленинское знамя». Согласился он помочь своему другу и на этот раз. Однако на вопрос, где же стихотворения, Рубцов ответил, что они утеряны.
– Как же машинистка будет печатать?
– Я буду диктовать ей.
– А сколько стихотворений в книге?
– Около ста двадцати.
– И ты все их знаешь наизусть?
– Конечно, ведь это же мои стихи!
Я долго слушал сосен шум
И вот снова за окном ветер. В тесной проходной редакционной комнатке тепло. Потрескивает дровами печь. Рубцов диктует машинистке стихотворения. А по вечерам устраиваются шахматные поединки.
Наконец, когда все расходятся и становится тихо, можно слушать, как сосны разговаривают с озером.
Пройдёт несколько месяцев, и товарищи поэта прочтут его стихотворение «Сосен шум» в память о вечерах, проведённых у Белого озера.
– Слушай, а почему ты написал, что живёшь в гостинице, – спрашивал потом у Николая Рубцова Василий Елесин, – ты ведь сбежал оттуда и жил в редакции.
– Но не мог же я допустить, чтобы люди подумали, что у вас в редакции ночлежка!
В который раз меня приветил
Уютный древний Липин Бор,
Где только ветер, снежный ветер
Заводит с хвоей вечный спор.
Какое русское селенье!
Я долго слушал сосен шум,
И вот явилось просветленье
Моих простых вечерних дум.
Сижу в гостинице районной,
Курю, читаю, печь топлю,
Наверно, будет ночь бессонной,
Я так порой не спать люблю!
Николай Рубцов
Стихи Рубцова достают человека повсюду
В книге «Искры памяти» поэт Александр Романов отметил важную особенность стихотворений Николая Рубцова. Они «достают» человека повсюду.
По нашим наблюдениям, в наибольшей степени это касается стихотворений, написанных Рубцовым на Алтае.
Так, в стихотворении «Старая дорога», появившемся после знакомства Рубцова с Чуйским трактом, проступают черты дороги от переправы Усть-Толшма на реке Сухоне к селу Никольскому.
Текст «Случайный гость, я здесь ищу жилище» отражает «диалог» Рубцова с Есениным в селе Константиново.
Строка «Лицом к реке садился я на камень» не перестаёт звучать для нас у «Рубцовского камня», установленного на Церковной горе села Никольского, и переката Камешник, шумящего на реке Толшме рядом с деревней Камешкурье.
Слева. Фото: Марина Кошелева.
Справа. Фото: Андрей Кошелев.
Любой человек, соприкоснувшийся с глубиной поэзии Рубцова, может назвать десятки своих собственных примеров.
Одним из них может служить стихотворение Николая Рубцова «Сосен шум», написанное поэтом в селе Липин Бор и прочитанное чутким читателем в селе Никольском.
Да как же спать, когда из мрака
Мне будто слышен глас веков,
И свет соседнего барака
Ещё горит во мгле снегов.
Пусть завтра будет путь морозен,
Пусть буду, может быть, угрюм,
Я не просплю сказанье сосен,
Старинных сосен долгий шум…
Николай Рубцов
Мне словно слышен глас веков
Стихотворение «Сосен шум» можно читать в селе Никольском и на Церковной горе, где жители посадили сосновую рощу в память об ушедших односельчанах, и в историческом центре села, где на церковной земле в 1886 году появилась земская больница.
Особым светом могут быть озарены для никольчан строки о «соседнем бараке». Есть такой «барак» и напротив здания никольской больницы. В этом старинном деревянном здании с высотой потолков 4 метра находилось одно из больничных помещений.
Позднее здесь был и интернат для школьников, приходящих учиться из окрестных деревень, и контора сельскохозяйственного предприятия.
В этом же здании прошли последние четыре года жизни московского фотохудожника Андрея Кошелева. Те, кто его хорошо знает – лично или по фотографиям в Интернете – наверное, согласятся, что строки рубцовского стихотворения «Сосен шум» очень тонко отражают жизненный и творческий мир фотохудожника.
Рубцов в диалоге с людьми и территориями. Часть 2
Автор статьи: Марина Кошелева
14.05.2023