Владимир Корбаков. С фонарём я иду на чердак
Экскурсия для двоих
Январь 2004 года. Вологда. Музейно-творческий центр «Дом Корбакова». Народный художник России Владимир Корбаков проводит для нас с Андреем свою авторскую экскурсию.
Интерес к нам был вызван тем, что мы, москвичи, занимались изучением жизни и творчества Николая Рубцова. Наш собеседник готов был рассказать о своих встречах с человеком, с которым его неоднократно сводила судьба и который в свой последний путь отправился из вологодского Дома художника.
Желание ближе познакомиться с нами объяснялось также тем обстоятельством, что накануне в Доме художника, где Владимир Николаевич показывал нам коллекцию своих вытегорских полотен, он узнал, что я племянница художника Константина Воробьёва, который работал в соседней мастерской.
О нём Владимир Николаевич отозвался как об исключительно талантливом и вместе с тем удивительно скромном человеке.
Два портрета Рубцова
Владимир Корбаков познакомил нас с двумя портретами Николая Рубцова.
Первый из них – «Старшина второй статьи Николай Рубцов». Всматриваемся. Красивый, задумчивый молодой человек в матросской форме.
– Владимир Николаевич, а что тут за значки на груди у матроса Рубцова?
– Не значки, а знаки отличия. Те, что положены старшине второй статьи.
Ответ художника прозвучал по-военному чётко. Владимир Корбаков сам – бывший моряк, офицер Тихоокеанского флота, фронтовик.
Второй портрет Рубцова – «Голубые сумерки» – художник достаёт для нас из запасников.
Обе картины из фондов Вологодской областной картинной галереи.
Ночь. Керосиновая лампа на столе. За столом, на фоне распахнутого окна, – человек в белой рубашке. Перед ним – чистые листы бумаги. Слева от окна, на стене, – образ Николая Святителя. Справа, прямо над головой поэта, – некто странный.
Мы уже знаем историю создания этой картины – её Владимир Корбаков рассказал нам в своей мастерской.
Два человека в одном
Полотно «Голубые сумерки» было навеяно встречей с Николаем Рубцовым в августе 1970 года в деревне Оденьево, расположенной на Цыпиной горе близ села Ферапонтово. Тогда Корбаков, по его словам, чуть было не сцепился с Рубцовым.
На Цыпину гору Владимир Корбаков привёз гостей из Болгарии – художников-реставраторов Любена и Венету Прашковых.
Областное начальство, решив сделать им подарок, поручило художнику показать им Ферапонтов монастырь и фрески Дионисия. После экскурсии гости на «обкомовской» машине приехали на Цыпину гору. Их уже ждали – наловили рыбу.
Ночь. Звёзды над головой. Костёр. На костре уха варится. Хорошо! Попросили Николая Рубцова сыграть на гармошке. Но тот отказался. Не понравилась сопровождавшая гостей дама. И он, как это иногда с ним бывало, обидел её своим неосторожным словом. Вот тогда-то и вскипел Владимир Корбаков.
«Передо мною, – рассказывал нам Владимир Николаевич, – был хулиган. Я так и сказал ему это в лицо.
Однако же после того, как дама ушла и Рубцов взял в руки гармонь, это был уже совсем другой человек. Я никогда не забуду этот звёздный вечер и звучание стихов Рубцова под звуки гармони».
По словам Владимира Николаевича, в картине «Голубые сумерки» он сделал попытку отразить и возмутивший его поступок Рубцова, и стихотворение Рубцова «Зимняя ночь», производившее на него, художника, особенно сильное впечатление:
В эту пору с дороги буранной
Заявился ко мне на ночлег
Непонятный какой-то и странный
Из чужой стороны человек…
В беседе с Владимиром Николаевичем мы поняли, что картина «Голубые сумерки» его самого не вполне удовлетворяет и что он ищет другой образ для передачи смыслов так поразившего его стихотворения.
Зимняя ночь
Через два года, в юбилейном для Рубцова 2006 году, Владимир Корбаков побывал в Тотьме и селе Никольском и написал там свыше дюжины работ, посвящённых памяти поэта. Среди них – «Зимняя ночь».
На этой картине лирический герой Николая Рубцова уже не пассивно ожидает, кто из двоих победит в поединке. Он действует.
Обветшалые гнутся стропила,
И по лестнице шаткой во мрак,
Чтоб нечистую выпугнуть силу,
С фонарём я иду на чердак.
Это полотно художника, отражающее желание героя выставить за порог заявившегося «из чужой стороны» пришельца, представляется нам очень важным.
Рубцов в диалоге с людьми и территориями. Часть 2
Автор статьи: Марина Кошелева
27.04.2023