Заволжская Фиваида
Так назвал историк Владимир Ключевский «водораздел Костромы и Сухоны», покрытый «дремучим комельским лесом».
На водно-волоковых путях
Через эту местность издавна проходили водно-волоковые пути из Поволжья на Русский Север. На западе движение шло по рекам Монза-Лежа и Согожа-Комёла, на востоке – по рекам Кострома – Толшма. В местах поселений появились храмы и монастыри.
Среди действующих в настоящее время монастырей упомянутого водораздела можно назвать Спасо-Каменный, Спасо-Прилуцкий и Спасо-Суморин моныстыри, расположенные в бассейне реки Сухоны и Авраамиево Городецкий монастырь у истоков реки Костромы. Вдоль рек Толшма и Кострома протянулся старинный торговый тракт, связывающий Тотьму и Солигалич.
Упоминаемый Ключевским «дремучий комельский лес» соседствует на этой территории с «безбрежным болотом».
Болото – особенное. По словам поэта Николая Рубцова, написавшего на Толшме свыше 50 стихотворений, эта местность овеяна «сказками и былью прошедших здесь крестьянских поколений». Символом мифопоэтического пространства «Заволжская Фиваида» можно считать икону из Толшемской Иоанно-Предтеченской церкви «Чудо Георгия о змие», написанную в 1707 году иеромонахом Иосаафом Клепиковым.
Мифопоэтическое пространство
«Сказки и были» Толшмы в их сопряжении с текстами гения места Николая Рубцова образуют особое мифопоэтическое пространство. Его отдельные приметы можно найти в сюжетах: Загадки церковной горы, По плёсам и перекатам Толшмы, По лягам к Серому камню, Монзенская железная дорога и Дожинки.
В 2014 году на краеведческой конференции Тотемского музейного объединения я предложила назвать местность, протянувшуюся по реке Толшме, термином Ключевского – «Заволжская Фиваида». Узнать об особенностях одноименного пространства можно узнать на экскурсии «Дом на каменных столбах: от барака к музею».
В пространстве «Заволжская Фиваида» можно найти все три важнейших образа Русского Севера, выявленные крупнейшими российскими исследователями – Вольница, Северная глушь и Русская архаика.
Вольница
Концепт Вольница отсылает на Толшме к историям с новгородскими ушкуйниками. Те строили в месте впадения Толшмы в Сухону лодки, называемые ушкуями, и шли в них по большой воде на юг водно-волоковыми путями по рекам Толшма и Кострома и их притокам. Достигнув Волги, лихие путешественники грабили судна казанских татар и заодно разоряли деревни московского княжества.
Вологда: Древности Севера, 2019.
Северная глушь
Эта совокупность образов имеет на Толшме свои особенности. Помимо общих для Русского Севера понятий чудь, холодный край и советские «зоны», отражённых в «сказках и былях» местных жителей, в фамилии Чудиновы и в истории посёлков спецпереселенцев Малиновец, Войница и Снежная, данный концепт включает «глушь» Николая Рубцова и писателя Серебряного века Х. Толшемского.
«Глушь» Николая Рубцова – вовсе не забытость и не оставленность. Это – пространство, наполненное таинственной тишиной, в котором сами собой слагаются строки: «О вине подумаю, о хлебе, о птенцах, собравшихся в полёт…».
Если не считать пограничных состояний, когда человек остаётся «один, совсем один», рубцовская «глушь» благодатна. Она наполнена плодоносящими лесами, «высокими немеркнущими небесами», «полной рекой», несущей «небесный свет», «ивовым навесом» и идущими дремать под него «стадами».
Рубцовская «глушь», в которой человек может получить всё для полноценной жизни, созвучна «глуши» Х. Толшемского.
«Игумен у нас добрый, – говорит хлебник маленького лесного монастыря Ионина Пустынь Никита, подавая страннику ломоть хлеба с квасом, – а жизнь – приволье, красота, благодать Божия. Лесу, ягоды, гриба, рыбы всякой – и-и!.. Работай только – и не увидишь, как день Божий летит…».
Русская архаика
Древность и старина представлены на Толшме в протянувшейся по реке цепочке православных храмов, в местных преданиях, частично опубликованных в книге «Толшменская картина мира глазами участников экспедиций» (2019) и в Толшменской иконе «Чудо Георгия о змие» (1707).
Копия этой иконы в натуральную величину экспонируется в музее «Журавли» в селе Никольском. Оригинал, привезённый из Толшемской церкви Иоанна Предтечи, находится Вологодском музее-заповеднике. Из каталога музея можно узнать, что икона была написана в 1707 году Иосаафом Клепиковым и что главная особенность иконы – «фольклорное переосмысление изображения Солнца».
Дополнительные сведения об иконе мы получили из каталога (1976) выставки «Живопись вологодских земель XIV – XVIII веков», поступившего в музей «Журавли» от вологодского художника Константина Воробьёва.
В каталоге 1976 года воспроизведён текст, удалённый с нижнего края иконы иконы при её реставрации: «Писал сей образ строитель иеромонах по обещанию прихожан Иосааф Клепиков».
Поскольку словосочетание «по обещанию» означает здесь «по заказу», то мы можем по этой иконе судить об особенностях мировосприятия жителей долины реки Толшмы.
В 2016 году отдельные образы мифопоэтического пространства «Заволжская Фиваида» были представлены в одноимённом фотоальбоме Андрея и Марины Кошелевых.
Автор статьи: Марина Кошелева
22.04.2023